Уважаемые родители!
Скоро вам и вашему ребенку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в
нее увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить вам несколько
рекомендаций.
Для того, чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно, очень важно заранее -
месяца за 3 - 4 заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы
хотите, чтобы малыш пошел в сад.
Например: «Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и
папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые
все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду
много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в
разные игры и т.д.».
Другой вариант: «В саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу
пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский
садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты
мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня
произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей,
но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить».
2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как
ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в
присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его
приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью
говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее
и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша,
запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда, он будет складывать свои
вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти
вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность
действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что
ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя
увереннее.
4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском
саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это
сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу
пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом
воспитателю».
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому
требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему
придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет
помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,
просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он
сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в
начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама
посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем
самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму,
не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с
первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные
воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания
- так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую,
помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до
полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
Лучше, если на этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности
адаптации малыша.
10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности
детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для
того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее
привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
11. Ребенок привыкнет к садику тем быстрее, чем с большим количеством детей и
взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими
родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам.
Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью
и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с
другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не
менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или
через специалистов.
13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и
его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом!
14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его,
целуйте.